Вот еще интересный топик в тему...
вставляю кусочками, потому что статья специфична - написана индуистом - психологом
Ириной Васильевой, но тоже много наблюдений в тему турецкого менталитета
"... Семья и семейные связи являются основой жизни любого турка. Их связи и контакты не только с близкими, но и дальними родственниками живые и непосредственные, и этому посвящается довольно значительное время. Русские больше уделяют время друзьям, любовным и сердечным привязанностям, то есть больше «вибрируют на анахате». Эти различия также отражается в языке. Различные родственные связи в турецком имеют свое наименование и, например, сестра по материнской линии и по отцовской линии будут иметь отдельные слова, а вовсе не называться упрощенно-обобщенным словом «тетка». К созданию собственной семьи турки подходят весьма ответственно и женятся, как правило, поздно, когда могут обеспечить семью и детей и купить свой дом. Даже в языке быть женатым (замужем) в русском языке означает соединенным с женой (мужем), а в турецком это evli и состоит из ev- дом и li – суффикс прилагательного.
ЛО. Часто повторяющаяся тема разговоров в Турции – это проблема «русских проституток», так привычно называют женщин из Молдавии и Украины, которые приезжают в Турцию на заработки. В основном это несчастные женщины, матери-одиночки, которые не могут справиться с финансовыми трудностями у себя на родине. Меня спрашивают. «Ирина, как же так, я воспитывался на Пушкине и Толстом. Татьяна Ларина и Наташа Ростова на панели – как это возможно?» Я им поясняю, что есть еще и Сонечка Мармеладова и, скорее всего, у этих женщин из-за детей просто нет другого выхода. Это объяснение, вполне понятное и не вызывающее сомнений любого россиянина, воспринимается в турецкой аудитории как неудачная шутка. Ведь о женщинах и детях должен заботиться мужчина, если он жив. А если нет, то его или ее родственники. Я им могу объяснить, что мужчина или родственники могут вовсе не считать, что они должны заботиться о детях и при желании могут вполне найти способ увернуться от этой обязанности, и это вряд ли вызовет большое осуждение в обществе. Такое объяснение воспринимается как неуклюжая шутка, типа «Вы знаете, а у нас половина страны – людоеды»...
...для турецкого тела переживание удовольствия, наслаждения легко достижимо, а расслабление не требует больших усилий и не нуждается в дополнительных средствах снижения контроля разума путем приема алкоголя. ( Мне постоянно задавали недоуменные вопросы, почему русские мужчины так много пьют).
Умение наслаждаться и получать удовольствие от всего, что тебя окружает –от хорошей еды до особенно устроенных с помощью подушечек и других приспособлений мест, где можно с разнообразным комфортом расположить свое тело - отличительная черта турецкой культуры. Индустрия удовольствия развита настолько, что создается впечатление об ее абсолютном преобладании в экономике Турции.
Эта особенность влияет на черты национального характера. В Турции трудно или практически невозможно встретиться с проявлениями агрессии и грубости... Здесь практически нет идей насилия, и кажется совсем невозможной идея сексуального насилия. ( Строго говоря, сексуальное насилие - это совмещение несовместимого, что-то типа «жареный лёд» или «живой труп», поскольку жестокость и насилие вещи абсолютно несексуальные. Они скорее выражают вариант брутального отказа человека от своей сексуальности.)
В Турции забота о человеке на физическом уровне существует как нечто настолько естественное и органичное, что воспринимается как дыхание. Угостить, накормить, подарить, поухаживать – это наиболее распространенный «язык» общения, с помощью которого могут проявляться самые различные чувства – от простого интереса до большой заинтересованности. Это делается с такой восточной утонченностью и искусностью, что очень быстро ты начинаешь чувствовать себя центром Вселенной, вокруг и ради которого весь этот мир и был придуман.
Частная собственность в Турции, весьма уважается и почитается. Как правило, она не поражает своей масштабностью, это, скорее, уютное обыденное явление жизни. Все маленькое и почти у всех... Маленькие кафе и гостиницы, маленькие фабрики, на которых работает не много людей. И тот, кто еще не стал маленьким собственником чего-нибудь, по меньшей мере, именно об этом мечтает. Уважение к частной собственности проявляется в том, что в Турции, как и во многих арабских странах, практически нет воровства. Еще интересной особенностью является характер квалификационных вопросов при знакомстве, «Arkadasin var mi?» – «Есть ли у тебя друг?», дабы не перейти границы частной собственности. Утвердительный ответ считается вполне серьезной причиной, чтобы не продолжать отношения даже при очень большой заинтересованности. Рискну предположить, что для российской реальности это будет скорее признаком возможных сложностей, на которые может мужчина пойти или не пойти, но не результатом уважения права частной собственности на женщину. Для российской ментальности формула внутреннего монолога ближе всего озвучена Борисом Гребенщиковым «Я возьму свое, там, где вижу свое»... Прибыль и выгода – это то, на чем постоянно сосредоточено внимание. В удовольствие оно (внимание) скорее соскальзывает, чтобы вновь вернуться в исходное состояние. Это тоже обертона, которые касаются частной собственности и способов расширить ее границы.
Я нередко слышала от русских, что доброе отношение турков к вам неискренне и чуть ли не лицемерно.
Если Вы услышите, что турки заботятся и ухаживают за Вами, потому что хотят от Вас какой-нибудь выгоды или добиться сексуальных отношений, поверьте мне, это будет несправедливо. Они заботятся и ухаживают за Вами. По той же причине их внимание направлено на выгоду. У них открытый сексуальный интерес к миру. Они ведут себя так, потому что они такие. И Вы здесь, скорее всего, ни при чем, Вы всего лишь часть мира...
Отношения между мужчиной и женщиной... построены на представлении об особой разнице между полами. Отношение к женщине – это смесь благоговения и «объектности». Женщина воспринимается как приз или награда (объект), которую нужно заработать и заслужить. Это, в частности, отражается в ценностном культурном слое, озвученном в известной турецкой поговорке, что есть три самые ценные вещи на свете. Первая- это вода, вторая – это деньги, и третья – это женщина. Вся жизнь турецкого мужчины построена вокруг достижения этих ценностей.
Отношение к женщине как к объекту в ряду с другими ценными неодушевленными объектами (вода и деньги) проявляется в ряде особенностей. Во-первых, предполагается что, в общем, женщина сама о себе позаботиться не может и забота о ней – ответственность мужчины. В результате большинство турецких женщин не работают, сидят дома, воспитывают детей и испытывают хронический дистресс от рутинной однообразной жизни. Мужчины работают с утра до ночи в постоянно меняющейся обстановке и испытывают хронический стресс. Поэтому рано или поздно, если женщина не начинает интенсивно взаимодействовать с миром, накапливается разница в вибрациях и чувство отдаленности друг от друга. Но это далеко не всегда приводит к разводам, поскольку ценность семьи и детей очень велика. Если в семье есть дети, турок, скорее всего, пойдет на создание еще одной неофициальной семьи на стороне и постарается поддерживать, хотя бы формально стабильность и незыблемость семьи...
Хронический дистресс у женщин зачастую приводит к стиранию индивидуальных черт и уменьшению внешней привлекательности. Женская красота в Турции явление дефицитное (чаще встречается у работающих женщин), а потому особенно ценное и подстегивающее конкуренцию среди мужчин. Культурный стереотип: женщина – красивая, мужчина – хороший (правильный).
Сексуальное ролевое поведение и атрибуты соответствует наиболее распространенным моделям живой природы. Яркие, подвижные самцы и серые неприметные самочки. Форма сексуальной ролевой игры сводится к искусству женщины в стимулировании мужчины к возможно большей трате на нее энергии и денег в момент ухаживания, что, впрочем, вполне устраивает мужчину и повышает ценность женщины в его глазах. Отдача, трата и принятие отражают сексуальную метафору брачных игр в природе. Турецкие женщины справляются с этой задачей (раскрутить мужчину на деньги) виртуозно, поскольку, видимо, обучаются этому с раннего детства. Во всяком случае, наблюдается множество отчасти бессознательных (культурно обусловленных) стратегий такого поведения. (Лиса знает множество маленьких хитростей, а ёж одну, но большую.)
Европейски образованным и развитым туркам, особенно тем, кто какое-то время жил за границей, трудно безоговорочно принять такие правила игры и они начинают страдать от того, что не складывается их личная жизнь. Наиболее четко эту позицию выразил один из них: «Ирина, ты понимаешь, я готов отдать любимой девушке всего себя, а она готова взять только мои деньги»...
Объектность отношения к женщине проявляется в полном отсутствии соревновательности с ней, в отличие от русских стереотипов. О русском культурном стереотипе соревновательности можно узнать, только пережив его отсутствие в Турции... В России ум, образованность, лидерские качества женщины, если речь идет о близких отношениях, нередко могут восприниматься как посягательство на состоятельность и превосходство в этих областях со стороны мужчины. Формула внутреннего монолога примерно такова: «Если она такая умная (образованная…..), то что же, я сам себе дурак?» Короче говоря, это может послужить поводом для соревнования, борьбы, победы или поражения, ликования или расстройства для многих русских мужчин. Но не для турецкого мужчины.
Объектное отношение к женщине делает это невозможным. Если женщина – это что-то типа очень дорогого автомобиля, даже еще лучше, а ее ум и образованность – что-то типа встроенного компьютера, то кому придет в голову соревноваться с собственным автомобилем? Формула внутреннего монолога «Если у меня такая классная машина, так, может, я ее недостоин?» практически невозможна. А ее (машины, женщины) «навороченность» только повышает ценность в его глазах, даже если он так и не догадывается о предназначении большинства кнопок…
После поездки в Турцию я в шутку всем рассказываю о том, что в результате исследований я пришла к выводам, почему России не грозит экономический расцвет. Так вот, суть выводов в том, что в России слишком много красивых женщин – практически каждая первая. К этому привыкаешь, но это становится очень заметно, когда возвращаешься откуда-нибудь. Экономика развивается всегда по поводу дефицитных ресурсов. Золото, бриллианты, женская красота… Римская империя рухнула, когда в стране стало слишком много золота. Солдаты ходили по нему ногами, оно от этого не перестало быть золотом, но перестало быть тем дефицитным ресурсом, вокруг которого возникает активность, соперничество, конкуренция, желание преодолевать препятствия, развитие, экономика… Это конечно, шутка, но в каждой шутке…"
Отсюда